«Никто не торопится везти новинки». Для чего нужна ЭРА-ГЛОНАСС

С 1 января 2015 года все новые автомобили, которые впервые поставляются в Россию, должны быть укомплектованы системой экстренного реагирования при авариях ЭРА-ГЛОНАСС. На начало апреля ни одно устройство не прошло сертификацию. Это может уже сейчас отразиться на сроках выхода некоторых новинок на российский рынок. Об этом корреспонденту Autonews.ru рассказал источник в крупном дилерском центре.

Установленный в автомобиле модуль ЭРА-ГЛОНАСС позволяет в случае аварии оперативно связаться с экстренными службами. Встроенный чипсет GPS/ГЛОНАСС фиксирует координаты поврежденного автомобиля. Положение машины, тяжесть ДТП и VIN передаются в систему ЭРА-ГЛОНАСС. Она фильтрует ложные сигналы, а данные о реальных авариях передаются в систему 112 или в дежурную часть МВД. По данным некоммерческого партнерства «ГЛОНАСС», система экстренного реагирования при авариях позволит сохранить жизнь четырем тысячам человек ежегодно. Она сокращает время реагирования экстренных служб на ДТП, а по статистике порядка 90% пострадавших в аварии могут быть спасены, если им окажут помощь в течение 10 минут.

Связь обеспечивает встроенная в модуль SIM-карта, работающая по стандарту full MVNO. Она работает везде, где есть зона покрытия какого-либо мобильного оператора. Для переговоров с дежурным оператором предусмотрены встроенные динамики и микрофон. Грузовики или автобусы должны быть оборудованы системой с ручным срабатыванием. Легковые автомобили — устройствами, автоматически срабатывающими в случае ДТП от акселерометра или датчика подушек безопасности. На всякий случай предусмотрен и вызов кнопкой SOS вручную.

Согласно требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), с 1 января 2016 года терминалами ЭРА-ГЛОНАСС должен оснащаться коммерческий транспорт, перевозящий пассажиров, опасные грузы и бытовые отходы. А с 2017 года к системе ЭРА-ГЛОНАСС должны быть подключены все новые транспортные средства. «Требования едины для всех российских и зарубежных автопроизводителей, потому что мы не можем сделать требования более щадящими для «своих» производителей внутри Таможенного союза и Российской Федерации в частности», — пояснил заместитель генерального директора ФГУП НАМИ Денис Загарин.

В 2015 году действует переходный период, в течение которого терминалами экстренного реагирования при авариях должны быть укомплектованы все новые машины, впервые проходящие сертификацию. Это не касается обновленных и рестайлинговых версий, а также моделей, сменивших название. Однако до установки на автомобиль должен быть сертифицирован сам терминал — для этих целей аккредитован сертификационный центр «Связь-сертификат». Он проводит испытание устройство на соответствие стандартам, например, стойкости при краш-тесте. Дальше автомобиль вместе с установленным в него терминалом ЭРА-ГЛОНАСС проходит краш-тест во ФГУП НАМИ и тогда получает сертификат одобрения типа транспортного средства.

«Работающие образцы есть, и они российского производства, — рассказал корреспонденту Autonews.ru Денис Загарин. — В прошлом году Центр испытаний НАМИ демонстрировал работу системы после реального краш-теста: мы били автомобиль фронтальным ударом, боковым и переворачивали машину. При этих ударах система срабатывала». По его словам, изначально большое количество компаний заявило о своем желании принять участие в проекте. Но устройство ЭРА-ГЛОНАСС— это наукоемкое техническое решение, и те, кто думал, что это просто коробка, в итоге отказались. Сертификация терминалов в настоящее время находится в процессе, так как это не только испытания, но еще и бюрократическая работа.

В центре «Связь-сертификат» подтвердили, что имеющиеся терминалы пока находятся в процессе одобрения. «Насколько мне известно, только одна заявка сейчас находится на сертификации и проходит тестирование в нашей лаборатории, — сообщил генеральный директор «Связь сертификат» Ирина Жданкина. — На очереди еще одно устройство. Дело в том, что это не всегда зависит от нас. Предоставленное для сертификации устройство не всегда проходит по требованиям, и это требует приостановки тестирования. Вообще на сертификацию мы запланировали два месяца. Это если все идет гладко, а так оно не идет. Это новая продукция, новое дело, хоть и весьма благородное, но сложное. Сейчас большинство устройств проходят стадию доработки. Мы в свою очередь предоставляем возможность для сертификации всем заявителям».

В компании Fort Telecom, одной из первых, кто разработал терминал ЭРА-ГЛОНАСС, сообщили, что взаимодействуют с более, чем двумя десятками автопроизводителей. Но ее устройство все еще находится в процессе сертификации. Большинство участников проекта ЭРА-ГЛОНАСС, среди которых много производителей автомобильной электроники и охранных систем, планы и сроки сертификации созданных ими устройств, а также партнерство с автопроизводителями не комментируют.

Вице-президент НП «ГЛОНАСС» Евгений Белянко считает, что сроки сертификации устройств вызова экстренных оперативных служб напрямую зависят от планов автопроизводителей выпуска в обращение новых моделей автомобилей. Сами автопроизводители попытались сертифицировать некоторые свои новинки до начала 2015 года. Так поступил Nissan с новой Tiida и Suzuki с Vitara. Honda CR-V и Mitsubihi Outlander пережили обновление и, следовательно, не требуют нового одобрения типа транспортного средства.

Те автопроизводители, которые запланировали вывод своих ключевых новинок на второе полугодие (например, Hyundai Tucson и Mercedes-Benz GLE Coupe), надеются к этому времени успеть оснастить свои машины терминалами ЭРА-ГЛОНАСС и активно работают со специалистами ФГУП НАМИ.

«Заявки есть, есть и сами автомобили. Сейчас в условиях падающего рынка никто не торопится ввозить новые модели в Россию. Поэтому никакой экстраординарной проблемы из-за новых технических требований нет», - резюмировал Загарин.

Текст: Евгений Багдасаров

Источник: http://www.autonews.ru/